Уважаемые жители Пскова и Псковской области!
Приветствуем Вас на информационном сайте о жилищно – коммунальном хозяйстве Псковской области.
Вашему вниманию предлагается вся самая свежая и полная информация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все разделы и рубрики сайта постоянно обновляются. С целями и задачами социального проекта можно ознакомиться по ссылке. При реализации социального проекта используются средства областного бюджета, выделенные в виде субсидии Администрацией Псковской области.

В рамках Проекта «Информационный сайт о жилищно – коммунальном хозяйстве Псковской области» открыта бесплатная юридическая консультация по вопросам ЖКХ и гражданского законодательства.

Порочный круг ЖКХ: как врут управкомпании и почему не работает банкротство

Сборы за услуги ЖКХ с населения в России в среднем достигают 80% от общей суммы задолженности по счетам ресурсоснабжающих организаций. Часть управляющих компаний, будучи не в силах погасить 20%-й разрыв, разоряются и попадают под процедуру банкротства. В еще одной довольно весомой части компаний используют повод с «неуплатой жильцами», чтобы скрыть собственное нецелевое расходование средств, а инициированную процедуру банкротства превращают в способ ухода от задолженности кредиторам и возможность создания новой организации, которая получит доступ к тем же ресурсам.

Чтобы исключить возможность реализации подобных схем, эксперты отрасли предлагают различные варианты мер: от поправок в законодательство о банкротстве до изменения системы сбора оплаты с жильцов и создания фонда по примеру оплаты за капремонт. Однако в итоговой эффективности предложенных мер сомневаются даже авторы, отмечая, что проблемы неуплат давно превратились в порочный круг без идеального решения. В ситуации разбирался корреспондент "ИА REGNUM".

Рекордный долг

В 2015 году, впервые за новейшую историю, в России преодолен традиционный порог долга в ЖКХ. На 1 мая 2015 года общий долг потребителей — физлиц, промышленных и сельхоз предприятий и иных хозяйствующих субъектов — за жилищно-коммунальные услуги перед ресурсоснабжающими организациями, поставщиками и управляющими компаниями составлял порядка 1,025 трлн рублей, что на 15% больше, чем показатели на 1 мая 2014 года.

Как пояснил корреспонденту ИА REGNUM арбитражный управляющий Максим Блохин, занимающийся взысканием долгов с управляющих компаний, примерно 40% указанного долга сейчас приходится на неплатежи за тепло и горячую воду, 25% — за газ, 20% — за электроэнергию, а еще 15% — за холодную воду, ремонт, уборку и вывоз мусор.

«Ситуация с долгами в ЖКХ напоминает вакханалию, и одинаково характерна как для Москвы, так и для небольших поселений от Брянска до Сибири. Проблема взаимных неплатежей — это стойкий вирус, который поразил всю российскую систему жилищно-коммунального хозяйства, — заявил он. — Безусловно, что не все управляющие компании являются жуликами. Часто причина образования долга перед ресурсоснабжающей организацией кроется в неплатежах собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Однако, по моим подсчетам, реальные неплатежи физлиц колеблются в районе 20% от общей массы задолженностей. Здесь большую роль играет увеличение тарифов. Кроме того, в сознании потребителей существует стереотип, что коммунальный ресурс оплачивается в последнюю очередь».

Как воруют

Что касается мнимых неуплат жильцами, то есть примерно 80% от общей массы неуплат, то за ними часто прячется нецелевое расходование средств самими управляющими компаниями — деньги выводят из легального оборота.

«На примере это выглядит так. Условное ООО «Жилкомхоз» заключает договор с ресурсоснабжающей организацей на поставку тепла и горячей воды в многоквартирные дома, принимая на себя обязательство по оплате полученного коммунального ресурса. Условное ООО «Жилкомхоз» заключает агентский договор с условным ООО «Расчетный центр», по которому агент уполномочивается собирать деньги с потребителей. Собранные деньги за тепло и горячую воду нецелевым образом расходуются со счетов агента и не доходят до ресурсоснабжающей организации. Получатели денег вскоре прекращают деятельность, меняют место нахождения, реорганизуются. В качестве опции агент может дать липовый отчет, из которого будет следовать, что неплатежи населения составляют 80 процентов, из собранных денег 10 процентов удержал агент, а оставшиеся 10% процентов призваны осчастливить ресурсоснабжающую организацию. Для усложнения схема может быть «утяжелена» субагентами», — пояснил Блохин.

Еще одна схема нелегального обналичивания средств, собранных с жильцов, выглядит так. Управляющая компания заключает договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а функции по управлению домами передает в другую компанию, имеющую похожее название. В результате 100% квартплаты жильцов получает третье лицо, а поставщикам услуг не достается ничего.

«Имея на руках исполнительный лист на взыскание долга, ресурсоснабжающая организация как правило ничего не получает в результате исполнительного производства. Служба судебных приставов катастрофически неэффективна в случае сбора и расходования денег за жилищно-коммунальные услуги через агентов и субагентов», — отметил Блохин.

При взыскании неплатежей с недобросовестных компаний сейчас практикуется следующий подход. В случае, если «взаимоустраивающий вариант» решения проблем не найден и средства не возвращены, то возбуждаются дела о банкротстве по инициативе кредитора. В данном случае поставщики пытаются использовать угрозу банкротства как один из способов получить долг (и она часто срабатывает, что еще раз подтверждает подозрения о мнимой неуплате некоторых счетов жильцами), а также, если процедура уже введена, получить через арбитражного управляющего доступ к банковским транзакциям управляющих компаний и агентов по сбору платежей.

Говоря простым языком, компанию проверяют на предмет подозрительных сделок и пытаются их оспорить для возврата незаконно выведенных активов. Кроме того, в рамках процедуру иногда пытаются заставить глав компаний «ответить» по долгам личным имуществом, в том числе и привлечь их к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство. Вопрос в том, что у управляющих компаний слишком много лазеек для того, чтобы избежать ответственности.

«Правоохранители бездействуют, а народ безмолвствует»

Из-за проблем в правовом регулировании даже процедура банкротства может играть на руку управленцам-жуликам. В преддверии банкротства или после того, как дело уже возбуждается арбитражным судом, жилые дома часто начинают массово переходить из обслуживания банкрота в новые компании, созданные и контролируемые менеджментом банкрота. Нередки случаи, когда за один день собрания жильцов якобы проходят в 300−500 многоквартирных домах.

«Зная безынициативность и неготовность к самоуправлению большинства наших сограждан — в действительность таких собраний поверить невозможно, — подчеркнул арбитражный управляющий. — Учитывая то, что у жилкомсервисов как правило нет никаких ликвидных активов, за счет которых возможно удовлетворить требования кредиторов, мутные истории с переводом домов и денег в родственные управляющие компании требуют жесткого пресечения. Но, правоохранители бездействуют, а народ безмолвствует».

По мнению Блохина, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», необходимо добавить новые, посвященные особенностям банкротства управляющих компаний. Например, разрешить арбитражным управляющим оспаривать в рамках дела передачу жилого фонда в иные компании, если должник находится в преддверии банкротства, и тем самым лишить его возможности сохранить контроль над средствами, получаемыми от жильцов. В отдельных случаях такую передачу предлагается признавать недействительной.

Также в рамках процедуры банкротства стоит предусмотреть возможность реорганизовывать управляющие компании, выделять из них новое общество с правом по обслуживанию жилого фонда без проведения общего собрания жильцов. При этом сто процентов долей в уставном капитале нового общества должно принадлежать банкроту и затем реализовываться с торгов, а вырученные деньги пойдут на расчеты с кредиторами.

«Порочный круг»

Однако данные меры могут не сработать из-за низкой привлекательности управляющих компаний для частных инвестиций. «В жилищном законодательстве, согласно которому управляющая компания должна ресурсоснабжающим организациям сто процентов от их начислений, а с жильцов удается собрать около 80 процентов от предъявленных к оплате сумм. Источника покрытия образующегося 20-ти процентного кассового разрыва нет. Претензионно-исковая работа по взысканию управляющими компаниями долгов за коммунальные услуги с жильцов может быть оплачена только из средств, собираемых по статье «содержание и текущий ремонт», что, строго говоря является нецелевым использованием денег», — пояснил Блохин.

Чтобы повысить привлекательность управляющих компаний для частных инвесторов, и последняя мера сработала, необходимо также внести поправки в жилищное законодательство, считает он. Например, вернуться к вопросу о переходе на прямые платежи за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и жильцами. Ранее данное предложение уже отклонили депутаты Госдумы. «Конечно, это требует очень больших затрат на содержание абонентской службы. Но это работа с хорошим эффектом», — резюмировал арбитражный управляющий.

Как, в свою очередь, корреспонденту ИА REGNUM пояснил ведущий юрисконсульт Центра правового обслуживания Алексей Караванский, в проблеме неплатежей и взыскания долга вопрос банкротства вторичен, и озвученные меры не смогут улучшить ситуацию кредитора.

«Банкротство сейчас очень перегружено. Вступили в силу закон о банкротстве физлиц, есть специальные положения о банкротстве особенных организаций-монополистов, банков, кредитных учреждений. Я не считаю, что эта инициатива с поправками для управляющих компаний усилит позицию и люди сразу станут платить. Суды будут еще больше загружены и пользы от этого не будет», — считает он.

Тоже касается и вопроса привлекательности управляющих компаний. «Представьте ситуацию, когда управляющая компания хочет погасить долги перед кредитором путем передачи компании некого жилого фонда. Вопрос в том, что люди не связаны с этой компанией, завтра они передумают и скажут, что сами найдут компанию, с которой будем работать. И что будет делать этот кредитор, который купил компанию для эксплуатации некого фонда? То есть кредитор, который вложит деньги, останется ни с чем, потеряет деньги дважды», — заявил Караванский и отметил, что статье 15 закона о банкротстве уже говорится о некой аналогии замещения активов.

Решение проблемы привлекательности юрист видит не в разрешении вернуться к прямым платежам, а в создании отдельного счета, какой-то альтернативной системы по аналогии со сборами взносов на капремонт, когда отчисляемые жильцами средства будут «заблокированы» для использования на любые цели кроме погашения задолженностей перед поставщиками.

«Аналогия тут следующая. Сейчас ресурсоснабжающие организации стремятся напрямую заключать договора с собственниками, минуя управляющую компанию, чтобы потом не судиться и не банкротить их. Вот эта некая альтернатива, когда может создаваться какой-от специализированный счет для оплаты услуг ресурсоснабжающей организации, и деньги с этого счета могут быть перечислены только конкретной организации, управляющей компании или НИИ. В случае банкротства, арбитражный управляющий не в праве их расходовать.

Получается, что ресурсоснабжающая организация гарантированно получит эти деньги. В случае непоступления денежных средств управляющая компания лишается возможности управления», — считает Караванский.

Тем не менее и такой вариант может до конца не сработать, считает юрист. Остаются 20% неплательщиков-физлиц, для взыскания долгов с которых изобретены и испробованы практически все возможные средства, но проблема не решается. По мнению юриста, здесь надо идти либо на ужесточение мер по отношению к должникам, либо предлагать новые способы мотивации.

«Надо разделять социальные гарантии гражданам от самих обязанностей граждан нести расходы. Тут двусторонняя отдача — государство немного повышает тарифы и это сразу приводит к увеличениям неплатежей в 2−3 раза. То есть, с одной стороны, вроде как должно быть наоборот, это должно было побудить оплачивать и не копить долги. А у нас ситуация обратная: немного увеличили и сразу неоплата. С другой стороны, цель работы управляющих компаний не связана с тем, чтобы бегать за каждым должником и взыскивать по 500 рублей. Они оказываются в такой ситуации, когда вынуждены судиться против потребителей и отбиваться одновременно от ресурсоснабжающей организации. Между молотом и наковальней. Взыскивать долги по 500 рублей с граждан можно годами. При этом в течение года долги копятся, и концу года они уже получают иск от ресурсоснабжающей организации и сразу банкротятся. Это порочный круг. Вроде как добросовестно работают, судятся, взыскивают, при этом банкротятся. Поэтому одна только жесткая административная практика или гражданская вопрос не решает. Может быть должна быть конкуренция, нельзя полностью убивать управляющие компании на рынке», — резюмировал он.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, 10 ноября депутаты Госдумы рассмотрят во втором чтении законопроект о введении временного ограничения права на управление транспортным средством для неплательщиков, сумма долга которых превышает 10 тысяч рублей. Изначально законопроект предполагал данные меры только в отношении неплательщиков алиментов, но затем его действие распространили на всех должников, по делам которых есть соответствующее решение суда.

Детей-сирот избавят от угрозы выселения за чужие коммунальные долги

"Проблема задолженности детей-сирот за жилищно-коммунальные услуги требует срочного решения", - об этом заявила председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, выступая сегодня на ежегодном Всероссийском форуме приемных семей, пишет "РГ".

Эта проблема носит массовый характер. Пока ребенок находится в детдоме или приемной семье до момента совершеннолетия, закрепленное за ним жилье, как правило, не пустует: там проживают его родственники, родители, лишенные прав. За ребенка его долю оплаты должны вносить опекуны. Но очень часто они этого не делают, и к моменту окончания школы, когда ребенок должен переселиться в собственное жилье, за его жилплощадью уже числится огромный долг.

Тем более что управляющие компании текущие платежи не делят, и выяснить, какова конкретная сумма долга, приходящаяся на ребенка, невозможно. А если родители умирают, то все многолетние долги сваливаются на его плечи. "Нужно в короткие сроки найти решение этой проблемы. Для этого в течение месяца проведем совещание с участием Министерства строительства и ЖКХ, Министерства образования, региональных органов власти, ассоциаций приемных родителей", - сообщила Ольга Баталина.

По ее словам, могут быть разные варианты решения этой проблемы. В некоторых регионах, например, в Татарстане, ответственность за погашение коммунальных долгов детей, проживающих у опекунов и в детских домах, возлагается на муниципалитеты, поскольку они не пресекли накопление задолженности, не работали с неплательщиками. В частности, не прекращали предоставление коммунальных услуг при появлении долга. Другой подход - четко разделять платежи между детьми-сиротами и иными лицами, проживающими в квартире, вести отдельный учет.

Регионы получат 10 млрд на капремонт и расселение аварийного жилья

Минстрой принял решение выделить регионам дополнительные 9,6 миллиарда рублей. Об этом строительное ведомство сообщило на своем официальном портале. Деньги пойдут на капремонт, переселение аварийного жилого фонда и проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), информирует "РГ".

В начале ноября правительство по инициативе Минстроя постановило увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ на 2015 и 2016 годы более чем на 9 миллиардов рублей. Такое решение направлено на повышение эффективности реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилья, программ капитального ремонта, а также поддержки проектов государственно-частного партнерства.

Замглавы Минстроя Андрей Чибис пояснил, что деньги, выделенные на поддержку регионам, получены в результате размещения Фондом содействия реформированию ЖКХ временно свободных средств на депозитах, что предусмотрено законом. Это средства на реализацию программ переселения, на которые регионы уже подали заявки в фонд, но по которым еще не завершены конкурсные процедуры на приобретение или строительство жилья. На переселение граждан из аварийного жилья. Направляется большая часть средств - 6,6 миллиарда рублей. Таким образом снижается нагрузка на региональные бюджеты: региональное финансирование программ может сократиться до 41,7 процента против 47,9 процента на сегодняшний момент.

Еще 1 миллиард рублей выделяется субъектам РФ на поддержку программ капитального ремонта, а 2 миллиарда дополнительных средств из федерального бюджета пойдут на субсидирование процентной ставки и на финансирование концессий в малых городах. Так, в населенных пунктах с населением до 250 тысяч человек до 80 процентов от стоимости концессионного проекта будет оплачено государством, и только 20 процентов - концессионером.

"За счет высоких процентных ставок Фонд содействия реформированию ЖКХ фактически заработал деньги, которые теперь пойдут на помощь субъектам по программам расселения, капремонта и на поддержку проектов ГЧП", - объяснил Андрей Чибис такое целевое субсидирование глубинки.

В Министерстве строительства и ЖКХ РФ состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства

В Министерстве строительства и ЖКХ РФ на днях состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства. В мероприятии приняли участие представители образовательных организаций, ведущие подготовку кадров для ЖКХ, представители профсоюзов, эксперты отрасли ЖКХ, пишет ГК ФСР ЖКХ.

Участники заседания обсудили реализацию Плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013 – 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 2077-р.

Руководитель межведомственной рабочей группы, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис в своем выступлении подчеркнул, что работа группы в 2015 году была продуктивной и привела к положительным результатам.

В частности, разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов, которые в настоящее время проходят процедуру утверждения в Министерстве образования и науки РФ. Для продолжения работы по развитию системы подготовки кадров для ЖКХ, по мнению Андрея Чибиса, следует организовать дальнейшую межведомственную работу с учетом действующих положительных практик.

Ректор ФАОУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России» Павел Жбанов рассказал о перечне мероприятий для формируемого Минстроем России проекта Плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2016-2018 годы.

По итогам обсуждения было принято решение о направлении обращения Минстроя России в субъекты РФ с предложениями членов межведомственной рабочей группы пообеспечению условий для реализации профильного направления подготовки кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с действующими с 1 ноября 2015 года новыми направлениями подготовки: 38.03.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» (бакалавриат) и 38.03.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» (магистратура), утвержденными приказом Минобрнауки России от 1 октября 2015 года N1080, а также планируемыми к утверждению федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и среднего профессионального образования по профильным направлениям подготовки кадров для ЖКХ.

Кроме того, участники заседания заслушали и одобрили информацию о функционировании сайта «Профессиональные кадры - основа реформы ЖКХ», разработанном Фондом содействия реформированию ЖКХ и Минстроем России.

Владимир Путин обсудил с главой "Россетей" подготовку к зиме

На встрече в Сочи Владимир Путин обсудил с гендиректором "Российские сети" Олегом Бударгиным итоги работы компании и подготовку к осенне-зимнему сезону.

"Почти три года прошло с образования компании "Россети", - констатировал глава государства. За это время работа была проделана немалая: это и сокращение средней оплаты за присоединение - почти в три раза, и облегчение этой процедуры, сообщает "РГ".

"Особая работа была и проводится в направлении поддержки аграрного сектора, но есть и другие составляющие, которые говорят о том, что время потрачено не зря", - похвалил президент. "Хотя есть и проблемы наверняка - давайте поговорим об этих проблемах, - предложил он. - И конечно, традиционно в это время года нужно поговорить о том, как сети готовы к осенне-зимнему периоду".

Компания "Россети" объединила государственные магистральные и распределительные электросетевые активы и обеспечивает транспортировку 70 процентов электроэнергии, которая производится в стране, доложил Бударгин. Коллектив - 218 тысяч человек. Главные приоритеты - в первую очередь высокая надежность, доступность к электросетевому комплексу и доверие потребителей.

По сравнению с 2012 годом удалось сократить количество технологических нарушений, аварий на 36 процентов, отчитался глава компании. "И сегодня мы проводим большую работу, чтобы и во время технологических нарушений сократить время аварийно-восстановительных работ. Если в 2012 году на такие работы мы тратили 4 часа, то сегодня коллективом достигнута возможность подать напряжение даже в аварийных ситуациях, в непогоду за 2,7 часа", - сообщил он.

"Но для наших особых, приоритетных потребителей мы не ограничиваем потребление и в условиях аварии на линии энергосистемы, - продолжил Бударгин. - Для этого у нас есть более 4 тысяч резервных источников питания с суммарной мощностью 360 мегаватт, и мы все делаем для того, чтобы наши ответственные потребители не имели вообще перерывов в электроснабжении".

"Уже сегодня электросетевой комплекс работает в режиме зимнего периода, многие регионы уже в минусовой температуре, - отметил докладчик. - Несмотря на жесткие тарифные ограничения, нашей компании удалось сохранить физический объем ремонтных подготовительных работ к зиме. 15 октября все коллективы, все производственные подразделения компании завершили ремонтные работы и приступили к эксплуатации уже в зимнем периоде".

В этом году возросло количество противоаварийных тренировок с персоналом. На сто процентов все производственные участки укомплектованы аварийным резервом и по сравнению с 2012 годом увеличен его физический объем на 71 процент. "Это позволяет обеспечить надежность и вовремя восстанавливать электроснабжение наших потребителей при технологических нарушениях", - пояснил Бударгин.

По стране работают 508 мобильных бригад, которые в любой момент суток могут обеспечить работы, связанные с надежностью электроснабжения.