Уважаемые жители Пскова и Псковской области!
Приветствуем Вас на информационном сайте о жилищно – коммунальном хозяйстве Псковской области.
Вашему вниманию предлагается вся самая свежая и полная информация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все разделы и рубрики сайта постоянно обновляются. С целями и задачами социального проекта можно ознакомиться по ссылке. При реализации социального проекта используются средства областного бюджета, выделенные в виде субсидии Администрацией Псковской области.

В рамках Проекта «Информационный сайт о жилищно – коммунальном хозяйстве Псковской области» открыта бесплатная юридическая консультация по вопросам ЖКХ и гражданского законодательства.

Граждан поторопят из аварийного жилья

Депутаты подготовили поправки, ускоряющие расселение, информирует АКХ им. К.Д. Памфилова.

В Госдуме решили помочь Минстрою и Фонду ЖКХ c расселением аварийного жилья, подготовив законопроект об ускорении процедур, необходимых для начала строительства новых домов. В частности, сокращаются сроки подачи исков о принудительном изъятии жилья у граждан и предъявления требований о сносе и реконструкции. В Минстрое поправки приветствуют, полагая, что они сократят сроки разрешения спорных ситуаций, на что сейчас уходит более года.

Депутаты от фракции "Единая Россия" Александр Сидякин, Павел Качкаев и Мартин Шаккум внесли в Госдуму законопроект, направленный на ускорение расселения аварийного жилья. Изменения вносятся в закон "О Фонде содействия развитию ЖКХ" и в Жилищный кодекс (ЖК) и касаются расселения "аварийки" с участием средств госкорпорации. По данным Фонда ЖКХ, к 1 октября расселено 42,5% от задания на 2015 год (2,7 млн кв. м). По подсчетам депутатов, для выполнения программы до 1 сентября 2017 года необходимо расселить проживающих с еще 7,6 млн кв. м, что значительно выше ежегодных объемов.

"Жилье, которое признано аварийным до 1 января 2012 года, должно быть расселено до 1 сентября 2017-го,— напоминает Александр Сидякин.— Но на расселение уходит 9-12 месяцев, мы предлагаем дома, которые стоят в программе, расселять в ускоренном порядке". На выполнение программы осталось два года, заявил "Ъ" депутат, поэтому "нужно, чтобы жилплощадь активнее участвовала в обороте"

По ЖК, если собственник квартиры не заключил соглашение об изъятии у него имущества (предусматривает предоставление нового жилья), по решению суда недвижимость может быть изъята принудительно. Такой иск может быть подан муниципалитетом или регионом не ранее чем через три месяца после получения владельцем проекта соглашения. Требование же властей к собственникам о сносе или реконструкции дома (его неисполнение также является основанием для изъятия) предъявляется "в разумный срок" — в судебной практике он составляет около полугода. Поправки предлагают сократить время на подачу иска до месяца, а требования — до двух месяцев.

"Мы такой законопроект поддержим,— заявили "Ъ" в Минстрое,— он сократит сроки разрешения спорных ситуаций, возникающих при реализации программ расселения и связанных с обеспечением граждан жилыми помещениями". Сейчас, рассказывают в министерстве, встречаются случаи, когда собственники неоднократно отказываются переселяться в предоставляемые им помещения, мотивируя это тем, что им "не нравятся варианты". "Если в доме, условно, жильцы двух квартир из ста отказались переезжать, дом считается не расселенным",— подчеркивают в ведомстве. Разрешаются такие ситуации либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. В случае судебных тяжб, разъясняют в Минстрое, "теряется не менее года — все это время вопрос находится без движения".

Руководитель ассоциации "ЖКХ Развитие" Алексей Макрушин согласен с необходимостью упрощения сноса старого жилья и строительства нового. Но такие проекты не делаются за два месяца, отмечает эксперт, отдельные строители строят жилье годами. "Эта проблема особенно обострилась с учетом введения системы капремонта: для старых домов он обходится так дорого, что эту цену не готовы заплатить ни жители дома, ни государство. Такие дома надо сносить и строить на их месте новые",— говорит он. По словам эксперта, велик соблазн заплатить собственникам старых домов как можно меньше, и "учитывая большие бизнес-интересы, необходимо очень внимательно отнестись к защите интересов жителей этих домов". В Минстрое, в свою очередь, отмечают, что ущемлять права граждан поправки не будут — речь не идет об исключении какой-то из процедур или о сокращении сроков предоставления жилья.

Отметим, что спад в строительной отрасли в этом году беспокоит правительство. По словам главы Минтруда Максима Топилина, в этой отрасли 13 тыс. человек сейчас работают в режиме неполного рабочего дня (см. "Ъ" от 6 ноября). Если поправки будут приняты, ускорение процедур, необходимых для строительства нового жилья взамен аварийного, вероятно, несколько снизит давление на строительную отрасль.

Пени за коммунальные неплатежи вырастут с середины декабря

С 15 декабря этого года увеличивается размер пени за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы. Владимир Путин подписал Федеральный закон № 307 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".

Документом серьезно ужесточаются меры по борьбе с теми, кто несвоевременно оплачивает потребленный газ, электроэнергию, тепло, воду, а также услуги по водоотведению.

Самые жесткие условия прописаны для должников - юридических лиц. "С первого дня, следующего за днем оплаты задолженности, они должны будут уплатить поставщикам пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Это все равно, что взять кредит по ставке 23,16% годовых, - пояснила "РГ" исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. - Чуть более мягкие условия для юридических лиц-управляющих организаций. С первого дня просрочки они выплачивают пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, но уже со второго месяца пени вырастают только до 1/170. По прошествии трех месяцев пени взимаются по ставке 1/130".

Еще более льготный режим предложен для ТСЖ, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов. Пени в размере 1/300 они выплачивают начиная со второго месяца просроченной оплаты. А если задолженность превысила 3 месяца, размер пеней увеличивается до 1/130.

Для населения предложен более мягкий режим взимания пени. "Если раньше пени "капали" после трех месяцев просрочки платежа, то теперь этот срок сократили до одного месяца. Размер пеней - 1/300 ставки рефинансирования, - сообщила Светлана Разворотнева.

Закон повысил штрафы за самовольное подключение (в том числе и в случаях отключения за неуплату). По словам эксперта, на граждан за такие действия наложат штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 до 80 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.

Какое наказание придумали для россиян за просрочку коммуналки

Пени за неоплату коммунальных услуг - электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, а также водоотведение - увеличат в два раза. Соответствующий законопроект принят Госдумой во втором и третьем чтении. Прежде всего цель нововведения - повышение ответственности потребителей ЖКУ и укрепление платежной дисциплины. Но будет ли она достигнута, и к чему готовиться собственникам?

Целенаправленную работу с должниками начали еще пять-шесть лет назад. Методы "борьбы" разные. Один из самых действенных - это отключение либо ограничение поставки коммунального ресурса потребителю. Следующий шаг - принудительное взыскание задолженности в судебном порядке, возбуждение исполнительного производства, в рамках которого может быть наложен арест на имущество должника с последующей его продажей, а также ограничение выезда за рубеж, сообщает "РГ".

Теперь законодатели решили увеличить пени за просрочку коммунальных платежей, и изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2016 года.

Итак, для юридических лиц пеня устанавливается с первого дня просрочки, и за каждый день она составит 1/130 ставки Центрального банка России от общей суммы задолженности.

Для управляющих организаций, теплоснабжающих и водоснабжающих организаций наказание варьируется в зависимости от срока неуплаты: с 1-го по 60-й день - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, с 61-го по 90-й день - 1/170 и с 91-го дня просрочки платежа - 1/130.

Более щадящие условия прописаны для граждан и ТСЖ. В течение первого месяца просрочки пеня начисляться не будет, но начиная с 31-го и по 90-й день ее размер составит 1/300 ставки ЦБ, а с 91-го дня - 1/130. Стоит отметить, что сегодня для тех, кто вовремя не вносит платежи за коммунальные услуги, с первого дня просрочки действует пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Отметим, что действующая ставка рефинансирования Банка России равна 8,25 процента.

- Считаю, что не совсем правильно реализован подход к начислению пени для управляющих организаций и потребителей в первые три месяца образования задолженности за коммунальные услуги, - говорит Борис Гладких, председатель постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК. - Определены разные периоды просрочки и размер пени для каждого из участников жилищных отношений. Сегодня с управляющих организаций по иску ресурсоснабжающей организации, на основании решения суда может быть взыскана задолженность за коммунальные услуги в полном объеме с учетом пени, которая с 1 января следующего года будет начисляться УО с первого дня просрочки. При этом потребителям она может начисляться только с 31-го дня. Однако управляющая организация не сможет в дальнейшем перевыставить потребителю данную разницу пени. Тем самым практически из "воздуха" создается дополнительный объем денежных средств в пользу ресурсоснабжающих организаций. А это может стать еще одной причиной признания управляющих организаций банкротами.

Такое положение дел вряд ли скажется положительно и на самих потребителях. Ведь если управляющую организацию признают банкротом, то собственники останутся без средств, накопленных на содержание и ремонт жилья, и без управляющего в доме.

Второй фактор, который связан с введением дифференцированных ставок пени в первые три месяца, - желание законодателей подстегнуть категорию "забывчивых" граждан своевременно оплачивать квитанции. Ведь основная причина задолженности за коммуналку - это несвоевременная оплата услуг населением, а управляющая организация или ТСЖ - посредники между населением и "ресурсником". Возможно, "забывчивые" сделают правильные выводы, но как быть с другой категорией неплательщиков, у которых не только значительные суммы долга, но и отсутствие дохода как такового? Для таких должников начисление пени означает лишь увеличение суммы задолженности и приближение возможного личного банкротства.

- Безусловно, документ направлен на стимулирование потребителей своевременно оплачивать коммунальные услуги, но увеличение пени не гарантирует существенного роста собираемости платежей, - отмечает Борис Гладких.

Кстати

Среди прочего законопроект усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с трех-четырех до 10-15 тысяч рублей, для должностных лиц - с шести-восьми до 30-80 тысяч, для юридических лиц - с 60-80 до 100-200 тысяч рублей.

Кроме того, вводится институт банковских гарантий для потребителей энергоресурсов. Суть его в том, что они смогут подтвердить свою способность погасить долг за коммунальные ресурсы. Это дополнительная возможность продолжить деятельность и не начинать процедуру банкротства. Данное требование не распространяется на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК, собственников и пользователей жилых домов и помещений в МКД.

В России усилили ответственность за неоплату газа, света, воды и тепла

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, цель которого - добиться повышения платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Для населения правила игры станут предсказуемы и понятны. О подписании документа сообщается на официальном сайте Кремля.

Новый законодательный акт включает меры, которые будут способствовать повышению платежной дисциплины населения и бизнеса, потребляющих электричество, газ, воду и тепло. В новом законе есть гарантии для поставщиков этих ресурсов, извещает "РГ".

Прописан твердый размер пени за долги и просрочку оплаты за электричество, газ, тепло, горячую и холодную и воду, а также канализацию. Размер пени - одна стотридцатая ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от невыплаченной суммы. Но есть и льготы. Величина пени дифференцирована в зависимости от категории потребителей, как то: владельцы жилья, управляющие компании ЖКХ-сектора, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Для каждой категории - своя величина ответственности.

Большая часть закона касается ужесточению надзора в сфере энергетики за крупными потребителями энергоресурсов (бизнес, госпредприятия, госкомпании, муниципальные учреждения). К примеру, в электроэнергетике это такие потребители, чьи энергопринимающие устройства мощнее 150 киловатт, а номинальное напряжение которых превышает 1000 вольт, при этом присоединение к сетям осуществлено через несколько источников электроснабжения. С них и спрос будет строже.

Кроме того, закон устанавливает новые составы административных правонарушений в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Повышенное чувство долга. Штрафы за неоплату энергоресурсов увеличатся почти вдвое

Штрафы за неоплату энергоресурсов увеличатся почти вдвое, информирует АКХ им. К.Д. Памфилова.

В России существенно вырастут штрафы за неоплату электричества, газа и тепла. Такие поправки, призванные укрепить платежную дисциплину потребителей, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях. Корреспондент "РГ" выяснила, насколько актуален законопроект для регионов Северо-Западного федерального округа и поможет ли он решить проблему коммунальных долгов.

Ставки сделаны

С 61-го по 90-й день просрочки пеня для УК, тепло- и водоснабжающих компаний увеличится с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ. После

91-го дня с этой категории должников будут взимать 1/130 ставки каждые сутки. Пеня, которую заплатят физические лица, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, тоже увеличится до 1/130 ставки рефинансирования, но только после трех месяцев просрочки. Во второй и третий месяцы штраф останется на прежнем уровне - 1/300 ставки, а в первый месяц просрочки пени для населения и вовсе отменяются.

Утверждение нового законопроекта ликвидирует пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за поставляемые энергоресурсы, сообщают в министерстве энергетики РФ. По данным минэнерго, в начале октября 2015 года общая сумма задолженности превысила 850 миллиардов рублей. Из них долги за электроэнергию составили около 183 миллиардов рублей, за газ - свыше 160 миллиардов, за тепловую энергию перед ТЭЦ - свыше 150 миллиардов.

По оценкам зампреда комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина, в первой половине года большая часть долга приходилась на неотключаемых потребителей (школы, детские сады, больницы и так далее). Согласно новому закону, перечень таких потребителей электроэнергии будут ежегодно утверждать губернаторы регионов.

Коллекторы на старте

Проблема коммунальных недоимок актуальна практически для всех регионов Северо-Запада. Как правило, управляющие компании, коммунальные организации и население копят долги перед поставщиками газа, тепла и электроэнергии.

К примеру, в Псковской области общий долг предприятий и организаций коммунального комплекса перед поставщиком газа по состоянию на середину сентября превысил 427 миллионов рублей. За прошедший год, по словам генерального директора компании Александра Пеганова, задолженность увеличилась практически в два с половиной раза.

Растут недоимки и в Калининградской области. В августе общий объем просроченной задолженности местного поставщика энергии достиг полутора миллиардов рублей. Больше всего долгов накопили граждане - порядка 700 миллионов рублей. Управляющие компании не выплатили вовремя около 450 миллионов, МУПы - 350 миллионов.

Причем граждане стали реже платить за энергию, когда начались колебания курса валют и рост цен. С того момента долг увеличился на 200 миллионов рублей.

- Такого скачка раньше не бывало, - комментирует ситуацию гендиректор компании-поставщика Игорь Маковский. - На сегодняшний день мы реализовали все способы понуждения к оплате: запрет на выезд за границу, отключение электроэнергии, работа с судебными приставами. Но должного эффекта нет. Поэтому прорабатываем вопрос по привлечению коллекторов. Осторожно, понимая существующую ситуацию.

Компромиссное решение, связанное с долгами МУПов, в самом западном российском регионе искали три года. И вот, наконец, нашли. Правительство области выделило муниципалитетам 350 миллионов рублей, чтобы местные власти помогли муниципальным унитарным предприятиям рассчитаться за потребленную электроэнергию.

Что касается управляющих компаний, здесь должно помочь лицензирование. Кроме того, поставщик энергии направил больше 100 обращений в УМВД, на рассмотрении находятся несколько уголовных дел в отношении УК.

- Скорее всего, руководители управляющих компаний ответят за недобросовестное обращение с деньгами, - продолжает Игорь Маковский.

В Вологодской области коммунальные недоимки стали чаще взыскивать через суд: за первое полугодие 2015 года в судебные инстанции подали больше исков, чем за весь 2014 год. В результате долг за электроэнергию снизился с 2,1 миллиарда рублей в начале года до 1,8 миллиарда к концу июля. Судебный метод оказался особенно действенен в работе с должниками, которые отказывались платить, имея источники дохода.

Как считают эксперты, новые штрафы скажутся на ситуации с коммунальными долгами позитивно.

Не надо топить улицу

Можно рассчитывать, что законопроект выведет из тени потребителей, которые не оплачивали энергоресурсы из экономических соображений, рассуждает Вадим Чекалин, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городом Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Дело в том, что раньше годовой размер неустойки составлял примерно 10 процентов. То есть предприятию было выгоднее копить долги, чем, к примеру, взять кредит в банке на оплату тепла и газа.

Бороться с такими неплательщиками, как показал опыт Вологодской области, можно через суд - Фемида чаще всего встает на сторону продавцов энергии. Однако на судебные тяжбы уходит время и человеческие ресурсы.

Теперь максимальный размер пени составит 23 процента в год, что хотя бы сопоставимо с банковской ставкой по кредиту.

Впрочем, полностью проблему коммунальных долгов повышение штрафов не решит. Это лишь одна из множества необходимых мер.

- В ряде регионов СЗФО основную часть недоимок составляют долги населения, - поясняет Вадим Чекалин. - Многие граждане живут в домах с крайне низкой энергетической эффективностью. В сетях происходят большие потери тепла, населению приходится платить за энергию, которая греет улицу. Зачастую люди просто не могут оплачивать гигантские коммунальные счета, образуется просроченная задолженность. В то же время на содержание старых неэффективных домов, тех же хрущевок, требуется больше средств, чем на обслуживание новых зданий. Это одна из причин, по которой копят долги некоторые управляющие компании.

Необходимо, с одной стороны, дифференцировать тарифы, подчеркивает эксперт. С другой - совершенствовать меры социальной поддержки малообеспеченных жителей изношенных домов, которые не смогут оплачивать услуги ЖКХ по экономически обоснованным тарифам. С третьей - повышать энергоэффективность зданий, начиная с их паспортизации и детального обследования.

- Это сложная работа, которая займет не один, не два и даже не три года. Но без нее мы никогда не решим проблему долгов за энергоресурсы. Выходом могли бы стать программы по увеличению энергоэффективности зданий, в рамках которых мероприятия оплачиваются за счет экономии энергии. Отдельные проекты уже реализуются в СЗФО, однако пока мы только в начале пути, - подводит итог Чекалин.

Прямая речь

Вячеслав Кравченко, заместитель министра энергетики Российской Федерации:

- Добросовестным потребителям вообще не о чем беспокоиться, так как закон предусматривает для физических лиц льготный период при задержке платежа в первый месяц, чего не было раньше. Все нововведения направлены на борьбу со злостными неплательщиками и мошенническими схемами, которые применяли некоторые недобросовестные потребители. Год за годом долги накапливались, создавая все большие проблемы для реализации инвестиционных программ энергокомпаний и предприятий ЖКХ, препятствуя обеспечению нормальной работы инфраструктуры. Проценты по кредитам, которые компании вынуждены были брать для покрытия кассовых разрывов, затем компенсировались тарифными решениями, что создавало неоправданно высокую нагрузку на добросовестных потребителей.