Уважаемые жители Пскова и Псковской области!
Приветствуем Вас на информационном сайте о жилищно – коммунальном хозяйстве Псковской области.
Вашему вниманию предлагается вся самая свежая и полная информация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все разделы и рубрики сайта постоянно обновляются. С целями и задачами социального проекта можно ознакомиться по ссылке. При реализации социального проекта используются средства областного бюджета, выделенные в виде субсидии Администрацией Псковской области.

В рамках Проекта «Информационный сайт о жилищно – коммунальном хозяйстве Псковской области» открыта бесплатная юридическая консультация по вопросам ЖКХ и гражданского законодательства.

Путин призвал переходить на безопасные и экологичные технологии в ЖКХ

Президент РФ Владимир Путин поставил задачу более активно переходить на безопасные технологии производства в стране, информирует АКХ им. К.Д. Памфилова.

"Надо активнее переходить на безопасные, экологичные технологии в промышленности, ЖКХ, внедрять жесткие современные стандарты, чтобы стимулировать использование технологий, которые снижают, а еще лучше полностью исключают риски", - сказал В.Путин на заседании Совета безопасности.

Он отметил, что уже сейчас есть возможность обходиться без хлора и других потенциально опасных веществ в системе ЖКХ.

Правительство утвердило индексацию тарифов на услуги ЖКХ в 2016 году

Правительство утвердило индексацию тарифов на услуги ЖКХ во всех субъектах РФ на 2016 год. "Коммуналка" подорожает с 1 июля, как и в 2015 году. Самый низкий рост тарифов будет в Северной Осетии - три процента, а самый высокий - в Москве (7,5 процента). Об этом говорится в распоряжении кабинета министров от 28 октября, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, передает "РГ".

На минувшей неделе также был опубликован прогноз социально-экономического развития России вместе с пакетом документов о федеральном бюджете на 2016 год. В нем говорилось, что в следующем году коммунальные услуги для населения в среднем по стране вырастут на четыре процента, в 2017-м - еще на 5,1 процента, а в 2018-м - на 4,7 процента.

С 1 июля 2015 года средняя индексация тарифов на услуги ЖКХ составила 8,3 процента. Газ подорожал на 7,5 процента, электроэнергия - на 8,5 процента, теплоснабжение - на 8,4 процента, а водоснабжение - на 9,1 процента.

Электроэнергия в 2016 году вырастет на 7,5 процента с 1 июля 2016 года, сообщил ТАСС замглавы Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев. Прогноз социально-экономического развития страны предполагал более существенный рост цен - на 8-8,6 процента.

По некоторым субъектам РФ индексация тарифа на электроэнергию может оказаться чуть выше или чуть ниже 7,5 процента, но общий рост тарифов на услуги ЖКХ, как и предполагалось, все равно не должен превышать четыре процента, пояснил Виталий Королев.

ОНФ обвинил региональных операторов в завышенных сметах на капремонт

До сих пор действующая нормативная база не обеспечивает прозрачности в деятельности региональных операторов по проведению капитального ремонта жилых домов, обеспечению финансового и строительного контроля при проведении работ. К такому выводу пришли эксперты ОНФ, выступившие сегодня на круглом столе, где обсуждалось выполнение программы капремонта, информирует "РГ".

"Активисты ОНФ провели мониторинг выполнения программы капремонта и зафиксировали в ряде случаев низкое качество работ и непрозрачность проводимых закупок, завышение смет, - сообщил эксперт рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни", депутат Госдумы Валерий Гальченко. - Кроме того, как правило, ремонт проводится без учета мнений граждан. Сигналы об этом поступают в ОНФ изо всех регионов страны. Мы проверяли, как размещается информация о взносах на капремонт, конкурсной документации, соответствуют ли руководители региональных операторов квалификационным требованиям, а также каким является качество проведения самого ремонта. Было проверено 82 сайта региональных операторов, опрошено 3390 человек, проверено 610 домов в 63 регионах".

Оказалось, что качеством выполненных работ удовлетворен только 51% опрошенных (1750 человек). В каждом пятом случае собственники квартир обращались за устранением недостатков.

Нельзя назвать удовлетворительной и информационную кампанию: о работе регионального оператора капремонта не знал каждый третий участник опроса, половина граждан не видели объявлений на подъезде о капитальном ремонте, а 62% не слышали о прошедших собраниях собственников.

Минстрой подготовил методические рекомендации по организации работы региональных операторов. Например, одно из требований - назначение руководителя на конкурсной основе, с учетом мнения общественности и только при наличии определенных квалификационных требований. Но, отметили представители ОНФ, из 13 поручений президента, направленных на обеспечение прозрачности работы вновь созданных структур, выполнены пока только три. Например, до сих пор нет документа, который бы регламентировал проведение ремонта и закупки необходимых материалов на конкурсной основе, по нормам федерального закона №44 "О госзакупках". Соответственно, к деятельности региональных операторов во многих регионах возникают серьезные претензии.

Замминистра строительства Андрей Чибис, в свою очередь, сообщил, что разработка нормативной базы в министерстве продолжается, недостающие документы будут внесены для утверждения в правительство в ближайшие недели.

Минстрой России разъяснил вопрос очистки фасадов МКД от рисунков и надписей

Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации (Минстрой России) письмом от 22 сентября 2015 г. N 30396-ОЛ/04 дало разъяснения вопроса очистки фасадов многоквартирных домов от самовольно размещенных на них рисунков, графических изображений и т.д.

Минстрой России, проанализировав законодательство, полагает, что обязанность по очистке фасадов не входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и в случае отсутствия такой услуги в Договоре управления (в утвержденном сторонами договора Перечне работ и услуг), обязанность по очистке фасадов от самовольно размещенных на них рисунков, графических изображений и т.д. лежит исключительно на собственниках помещений МКД.

Что, впрочем, не лишает собственников права на заключение договора на оказание услуг по очистке фасада МКД с той же управляющей организацией, как и с любым иным лицом, извещает ЦДО "АКАТО".

Экспертное мнение: Антон Сотнезов об экологическом сборе

В настоящее время вопрос обращения отходов обсуждается на многих тематических площадках. Причина тому - изменения, которые претерпевает эта отрасль. Напомним, недавно Минприроды озвучило нормативы по утилизации 36 видов отходов, которые не попадали под мораторий. За них производители должны начать платить уже с 2016 года. Но 8 октября глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал новое постановление о порядке взимания экологического сбора. Документ предполагал уплату сбора за 2015 год до 15 октября, при неутвержденных ставках. Чуть позднее Министерство природных ресурсов и экологии РФ все-таки опубликовало разъяснения, суть которых сводилась к тому, что без принятия единой формы расчета – уплата экосбора невозможна и будет перенесена на неопределённый срок до утверждения данной формы.

Своим мнением о том, сможет ли идея с экосбором действительно помочь в реализации главной цели – снижении вредного воздействия на окружающую среду поделился Антон Сотнезов, заместитель руководителя Центра проектов экологической безопасности и управления отходами производства и потребления Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

Подводные камни

Сама суть расширенной ответственности производителя или импортера очень здравая - организациям предоставляется выбор – либо выплачивать утилизационный эксбор, который пойдет на создание инфраструктуры по утилизации или захоронению, либо организовать утилизацию продукции самостоятельно. С целью снижения количества образуемых отходов продукция должна быть утилизирована, а каким образом - будет выбирать сам бизнес. Но все-таки некоторые вопросы вызывают опасения.

В первую очередь удивляет, что порядок взимания экологического сбора уже подписан, но не утверждены ставки, по которым можно производить расчет. Несмотря на то, что Минприроды разъяснило, что в 2015 году ставки принимаются нулевыми, возникшая неопределенность, ставит производителей и импортеров в подвешенное состояние, так как неизвестно как скоро будет решен этот вопрос и какой срок им отведут для первого платежа.

Классификация перечня продукции в Распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» происходит по форме и типу назначению. По моему мнению, целесообразнее было бы деление по составу. Например, полимерную продукции классифицировать по содержанию в ней ПЭТФ, ПНД, ПВД, ПП, ПС, ПВХ и т.д. Для каждого состава характерны свои свойства (например, плотность, плавкость, токсичность на организм человека и окружающую среду) и соответствуют свои технологии переработки. Каждая категория при этом должна облагаться своей ставкой. Поступившие от производителя и импортера средства должны поступать на утилизацию (повторное использование) именно его продукции и на сопутствующие расходы (сбор и транспортирование), но не должны тратиться на ликвидацию накопленного ущерба территорий, или другие подобные мероприятия. В настоящее время государство это никак не гарантирует, поскольку экосбор поступает в федеральный бюджет и не имеет целевого назначения.

Отправная точка

В действительности сейчас в РФ действует 40 мусоросжигательных завода и несколько тысяч мусоросортировочных комплексов. В основном эти комплексы имеют небольшую производительность (до 100 тыс. тонн ТКО/год). И не все работают на полную мощность. При этом, сейчас в РФ по разным данным ежегодно образуется от 50 до 70 млн. тонн ТКО, а это не более 10% от общего количества образуемых отходов и почти 95% ТКО захоранивается на полигонах и свалках. Существующая на данный момент инфраструктура, не может обеспечить должную переработку отходов и их вторичное использование. В большей степени, эти комплексы представляют собой конвейерные линии, на которых ручным способом отбираются «ценные», т.е. ликвидные на рынке компоненты ТКО и прессовое оборудование для уменьшения объема и снижения транспортных издержек. Сейчас 80 % дохода среднего сортировочного комплекса составляет тариф на прием отходов и не более 20% - это прибыль от продажи вторсырья.

Необходимы не просто сортировочные линии, а именно заводы по сортировке отходов и переработке их во вторичную продукцию. Чтобы все это спроектировать и провести, предусмотренную законодательством экспертизу, потребуется минимум год, а для того, чтобы построить, наладить и запустить - еще больше времени. При выборе технологий и строительстве таких комплексов важно планировать, чтобы эти заводы производили продукцию востребованную на рынке, если такого спроса нет, его необходимо стимулировать, т.е. вводить аналогичные с европейскими практиками механизмы.

Как в Европе

В Проекте постановления Правительства РФ "Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств" в качестве обоснования приводится положительный пример Европы. Но нас нельзя сравнивать.

Во-первых, в Европе экосбор поступает в отдельные Экологические фонды. Такой механизм гарантирует целевое использование средств.

У нас же в действующей редакции федерального закона № 458 предусмотрено, что экологический сбор будет поступать в федеральный бюджет. Опыт взимания платы за негативное воздействие показал, что таким образом эти денежные средства будут размываться на социальные нужды. И вряд ли стоит ожидать скорого создания инфраструктуры по переработке отходов на средства от уплаты утилизационного экосбора. Предполагается, что финансирование и развитие всей необходимой инфраструктуры должно происходить за счет региональных целевых программ. И средства из бюджета должны выделяться именно на это, но порядок этой системы еще не разработан.

Во-вторых, стоит отметить, что в европейских странах раздельный сбор коммунальных отходов существует уже порядка 20-40 лет и вводился он постепенно. Историческим документом в этом плане можно считать директиву 75/442/ЕЭС «Об отходах», а ведь это 1975 год! В документе были утверждены основные принципы и правила обращения с отходами, например, «загрязнитель платит», единые правила к учету образующихся отходов, единые приоритеты к управлению отходами:

- предотвращение образования либо уменьшение количества отходов, а также снижение их токсичности;

- восстановление полезных качеств отходов, в т.ч. вторичная переработка, повторное использование или использование отходов в качестве источников энергии;

- безопасная окончательная утилизация как последняя возможная альтернатива.

Это стимулировало развитие национальных нормативных актов в области управления отходами для стран членов ЕС.

Изначально внедрялся «малый» раздельный сбор отходов, например в Финляндии вводились два типа контейнеров - отдельно собирали органические отходы и все остальные, затем дополнительно вводили раздельный сбор макулатуры, пластиков и т.д.

Вместе с тем, постепенно вводились дополнительные налоги на захоронение отходов, и повышение тарифов на вывоз несортированных отходов. Важно отметить, что такие новшества сопровождались активной информационной компанией на всех уровнях, таким образом, население понимало цель селективного сбора и выгоду для самих себя.

Что делать

Любые дополнительные налоги и сборы в конечном счете лягут на плечи потребителей, т.е. нас с вами - граждан. Учитывая сложную экономическую ситуацию с подорожанием продукции важно минимизировать нагрузку на бюджет и максимально эффективно выстраивать связи между переработчиками отходов и потребителями вторичного сырья. Именно в этом мы можем опираться на иностранный опыт.

Европа действительно ушла далеко в развитии технологий и технических средств переработки отходов, но этот же европейский опыт показывает, что ключевым аспектом в решении проблемы является не технических подход, а социальный (просветительский). Если предусмотреть поэтапное введение раздельного сбора ТКО (начиная с «малого» раздельного сбора, и дифференцированного тарифа на вывоз отходов) и правильно выстроенную информационную компанию, понятную для всех - достижение результатов сравнимых с ЕС можно ожидать в ближайшие 15 лет.

Многие «пилотные» проекты по внедрению селективного сбора не дали эффекта потому, что не сопровождались активной информационной компанией. По данным соцопросов до 30% населения уже готовы разделять отходы.